Содержание | Рекомендации по изучению | Задания

Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Занятие 6 | Занятие 7 | Занятие 8 | Занятие 9 | Занятие 10 | Занятие 11

Задания

Задания 1—8 предназначены для 1 подгруппы, задания 9—16 для второй группы. Задания, помеченные звездочкой, сложнее и рекомендуются студентам, претендующим на высокую оценку по предмету.

1. Система электронного голосования

Написать программу для проведения выборов. Избиратели должны предварительно зарегистрироваться в системе. Администратор заполняет список кандидатов. Каждый участник (по сети) или с того же самого компьютера входит в систему и голосует. Данные о проголосовавших накапливаются в базе данных. Дважды проголосовать нельзя. По окончании периода голосования администратор запускает процедуру подсчета голосов и система выдает результат.

Основные алгоритмы

Подведение итогов выборов.

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс для создания голосования. Интерфейс для голосования. Интерфейс для проверки результатов голосования.

Таблицы в базе данных:

Выборы (наименование, сроки и т.д.) Кандидаты Пользователи

Модель клиент-сервер

Предусмотреть голосование по сети

2*. Обработка заказов на доставку пиццы

Написать программу для составления оптимального маршрута разносчика пиццы. Пользователи, желающие заказать пиццу, оставляют в системе заявку, указывая район своего проживания. Кроме того система постоянно накапливает информацию о способах передвижения между соседними районами города. Когда поступает заказ, программа должна найти короткий путь от текущего местонахождения вагончика с пиццей до района проживания заказчика.

Основные алгоритмы

Нахождение кратчайшего маршрута.

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для создания «карты» (на самом деле это просто граф) города. Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс для заполнения заявки. Интерфейс для обработки результатов.

Таблицы в базе данных:

Пользователи Карта города (районы и связи между ними)

Модель клиент-сервер

Предусмотреть возможность делать заказ и уточнять карту города по сети

3. Ипподромный тотализатор

Написать программу для приема ставок и расчета выигрышей на скачках. Пользователи, зарегистрированные в системе, могут поставить любую сумму на одну из семи лошадей. Предварительно администратор системы вносит список лошадей. По результатам заезда (его можно смоделировать на основе случайных чисел) должна рассчитываться сумма выигрыша.

Желательно, чтобы система могла обрабатывать несколько видов ставок (какая лошадь придет первой, какая лошадь придет последней и т.д.).

Основные алгоритмы

Моделирование результатов забега на основе случайных чисел (метод generateResults()) Подсчет и распределение суммы выигрыша (метод calculateMoney())

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс для описания забега. Интерфейс для приема ставок. Интерфейс для подсчета суммы выигрыша.

Таблицы в базе данных:

Пользователи Ставки Лошади

Модель клиент-сервер

Предусмотреть возможность делать ставки по сети

4*. Система распределения вакансий на рынке труда

Написать программу для распределения вакансий. Пользователи (работники и работодатели) регистрируются в системе, после чего могут делать заявки. Можно предложить работу (указав требования к работнику, зарплату и другие параметры), либо искать работу (указать желаемую должность, зарплату и т.д.). После накопления достаточного количества заявок система приступает к их распределению, чтобы максимально учесть пожелания пользователей и возвращает результат в виде пар работник-работодатель.

Основные алгоритмы

Распределение заявок

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс для регистрации заявки. Интерфейс для распределения заявок.

Таблицы в базе данных:

Текущие заявки Пользователи

Модель клиент-сервер

Предусмотреть подачу заявок по сети

5*. Система автоматического составления расписания

Написать программу для автоматического составления расписания занятий. Пользователи, зарегистрированные в системе (преподаватели) делают заявки (указывают номер студенческой группы, название предмета и количество занятий в неделю). Администратор указывает количество свободных аудиторий (и другие параметры при необходимости). Накопив все заявки, система должна составить расписание. Желательно, чтобы расписание было как можно более качественным (отсутствие «дырок» у студентов и преподавателей, равномерная загруженность).

Основные алгоритмы

Автоматическое составление расписания

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей (преподавателей). Интерфейс администратора (для указания числа аудиторий и др.) Интерфейс для приема заявок. Интерфейс для составления расписания.

Таблицы в базе данных:

Пользователи Заявки Информация об университете (число аудиторий и др.)

Модель клиент-сервер

Предусмотреть возможность делать заявки по сети

6. Оболочка для тестирования

Написать программу для проведения тестирования. Администратор должен иметь возможность добавлять в программу вопросы (указывая при этом варианты ответов и отмечая правильный вариант). Пользователи проходят тестирование, отвечая на эти вопросы и получая оценку в виде процента правильных ответов.

Желательно, чтобы программа позволяла переключаться между тестами. Т.е. администратор может иметь возможность создавать новые тесты и при добавлении вопроса указывать, к какому тесту он относится, а пользователь — выбирать нужный тест из списка.

Основные алгоритмы

Вычисление результата тестирования

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс для добавления вопросов (и тестов). Интерфейс для прохождения тестирования.

Таблицы в базе данных:

Вопросы Пользователи (и результаты их тестирования)

Модель клиент-сервер

Предусмотреть возможность тестирования по сети

7. Система для выбора места проведения саммита

Необходимо разработать эксклюзивную программу для лидеров стран, собирающихся организовать саммит. Каждый лидер может предложить несколько вариантов времени и места встречи. Место встречи — страна (может вводиться вручную или выбираться из списка уже введенных ранее стран), время задается сочетанием месяц + с какого дня + до какого дня. Система подводит итоги, определяя возможные варианты времени и места встречи, подходящие для всех лидеров стран. Если таких вариантов нет, лидеры стран могут продолжать добавлять свои варианты.

Основные алгоритмы

Нахождение возможностей для проведения саммита.

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс для добавления варианта проведения саммита. Интерфейс для определения результатов.

Таблицы в базе данных:

Пользователи. Варианты мест и дат проведения саммита.

Модель клиент-сервер

Варианты можно указывать по сети.

8*. Игра «морской бой»

Написать программу для игры в морской бой. Пользователи регистрируется в системе и указывают расположение своих кораблей. Затем пользователи по очереди пытаются «попасть» в корабли противника (вводя координаты в текстовое поле или указывая мышкой клетку на карте, что предпочтительнее). В упрощенной версии играть могут два пользователя и после каждого хода программа завершает «сеанс» связи с текущим пользователем и запрашивает пароль следующего.

В более продвинутой версии программа может поддерживать сеанс одновременной игры с несколькими пользователями (в этом случае надо указать, чьи корабли следует бомбардировать).

В сетевой версии игры можно сделать возможность, чтобы игра не прерывалась после каждого хода, а просто блокировалась в ожидании хода противника.

Основные алгоритмы

Проверка попадания по кораблю и проверка окончания игры.

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации и расстановки кораблей. Интерфейс для выстрела.

Таблицы в базе данных:

Игроки Позиции кораблей и «прострелянных» точек каждого игрока.

Модель клиент-сервер

Игра по сети

9. Система дистанционного обучения.

Написать программу для проведения удаленного экзамена. Преподаватель готовит список вопросов к экзамену, указывая для каждого из них правильный ответ. Студенты сдают экзамен, отвечая на пять вопросов, случайным образом выбранных системой и получают оценку.

Желательно сделать так, чтобы системой могли пользоваться несколько преподавателей. Студент после регистрации должен выбрать предмет. Если экзамен уже сдан, его в этом списке не будет.

Основные алгоритмы

Проверка ответов и проставление оценки

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации студентов. Интерфейс для добавления вопросов. Интерфейс для сдачи экзамена.

Таблицы в базе данных:

Вопросы Студенты (и их оценки)

Модель клиент-сервер

Студент отвечает на вопросы по сети.

10*. Система контроля за пробками

Написать программу для автомобилистов, отслеживающую возникающие на дорогах пробки и предлагающую наименее загруженный путь между двумя точками. Автомобилисты могут использовать эту программу, чтобы сообщить о пробке на пути от одной точки города до соседней (этими точками могут быть смежные районы города). Каждая пробка получает оценку загруженности по десятибалльной системе. Программа также по запросу для двух точек находит маршрут, на котором общая продолжительность стояния в пробках минимальна (разницу в расстоянии между разными смежными районами мы игнорируем).

Основные алгоритмы

Поиск пути сквозь пробки

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс для сообщения о пробке (или ее отсутствии). Интерфейс для запроса. Интерфейс для отображения составленного маршрута.

Таблицы в базе данных:

Пользователи Районы (точки) Связи между районами (с указанием загруженности)

Модель клиент-сервер

Предусмотреть возможность делать запросы и сообщать о пробках по сети

11. Конкурс проектов

Написать программу для проведения конкурса. Программа должна распределять грантовый фонд конкурса между участниками в зависимости от экспертных оценок, выставленных каждому участнику. При этом сумма, выделенная каждому участнику не может быть меньше некоторой минимальной величины (участники, «заработавшие» ниже минимума, из конкурса выбывают). Заявки от участников поступают уже с проставленными экспертными оценками. Процедуру определения результатов конкурса запускает администратор (после того, как заканчивается срок приема заявок).

Основные алгоритмы

Определение результатов конкурса

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс для заполнения параметров конкурса (общий фонд и минимальная сумма). Интерфейс для подачи заявки. Интерфейс для расчета результатов.

Таблицы в базе данных:

Пользователи Параметры конкурса Заявки

Модель клиент-сервер

Предусмотреть возможность делать заявки по сети

12*. Бизнес-аукцион

Написать программу для проведения торгов по заявкам. Участники регистрируются в системе и подают заявки на продажу и закупку товара (кроме наименования и цены товара могут указываться дополнительные параметры, такие как качество). В конце дня система (по команде администратора) сопоставляет заявки и выдает результаты торгов, пытаясь максимально удовлетворить потребности участников. Заявки, которые остались неудовлетворены, переносятся на следующий день.

Основные алгоритмы

Расчет результатов торгов (на основе некоторого критерия оптимальности)

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации участников. Интерфейс для добавления заявок. Интерфейс для вывода результатов.

Таблицы в базе данных:

Участники торгов Заявки

Модель клиент-сервер

Предусмотреть возможность подачи заявок по сети

13. Система для координации участников проекта

Необходимо разработать программу для координации группы участников проекта. Участникам проекта необходимо назначить время и место встречи. Каждый участник регистрируется в системе и указывает свои возможности (список промежутков времени и мест, где он может встретиться). Система подводит итоги, определяя возможные варианты времени и места встречи, подходящие для всех участников.

Возможное время встречи должно задаваться сочетанием день недели + с какого часа + до какого часа. Место встречи выбирается из списка, который заполняется заранее.

Основные алгоритмы

Определение вариантов места встречи.

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс для указания всех возможных мест встречи. Интерфейс для добавления возможностей. Интерфейс для расчета результатов.

Таблицы в базе данных:

Пользователи Места встречи Возможности

Модель клиент-сервер

Возможности можно указывать по сети.

14*. Система оптимального распределения производственных мощностей

Написать программу для оптимального распределения производственных мощностей. В производственный отдел поступают заказы на изготовление продукции. Для выполнения каждого заказа требуется определенное количество ресурсов. Пусть в качестве ресурсов выступает время использования оборудования. Для простоты предположим, что список необходимого оборудования и времени содержится в самом заказе, причем список упорядочен в соответствии с технологическими операциями заказа (т.е. имеет значение, в каком порядке это оборудование будет предоставлено). Программа должна разработать очередность предоставления оборудования, с целью минимизировать общее время выполнения всей партии заказов.

Основные алгоритмы

Разработка очередности предоставления оборудования

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс для указания перечня оборудования. Интерфейс для приема заказов. Интерфейс для составления плана загрузки оборудования.

Таблицы в базе данных:

Пользователи Заказы Оборудование

Модель клиент-сервер

Предусмотреть возможность делать заказы по сети

15. Концерт по заявкам

Разработать систему для формирования программы концерта по заявкам. Пользователи (фанаты) регистрируются в системе и выбирают песни из предложенного списка (или добавляют свои). Каждый пользователь может выбрать любое количество песен. Когда время подачи заявок оканчивается, формируется программа концерта, включающая песни, набравшие наибольшее число заявок (количество песен определяется заранее).

Основные алгоритмы

Составление программы концерта по заявкам

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для входа в систему. Интерфейс для регистрации пользователей. Интерфейс администратора (указание основных параметров концерта: название, цена билетов, место проведения, из которых нас интересует только число песен). Интерфейс для добавления песни в список Интерфейс для подачи заявок. Интерфейс для вывода результатов (программа концерта)

Таблицы в базе данных:

Пользователи Голоса

Модель клиент-сервер

Предусмотреть голосование по сети

16*. Игра «шашки»

Написать программу для игры в шашки. Пользователи регистрируются в системе и ходят по очереди. Текущая партия может быть приостановлена, а затем продолжена заново. В продвинутой версии системы может поддерживаться одновременно несколько партий.

Основные алгоритмы

Проверка допустимости сделанного хода. Проверка окончания игры

Рекомендуемая диаграмма классов

Интерфейсы:

Интерфейс для регистрации игроков. Интерфейс входа в систему. Интерфейс для начала и загрузки (выбора) партии. Интерфейс для очередного хода. Интерфейс для объявления результатов партии.

Таблицы в базе данных:

Игроки. Партии. Позиции шашек.

Модель клиент-сервер

Игра по сети

Рекомендации по выполнению заданий

Практические занятия по Java рассчитаны на парную работу. Студенты могут изучать пособие, разбирать приведенные в нем примеры и выполнять упражнения вдвоем. Каждое задание рассчитано на двоих. При этом студенты должны по возможности разделять работу для ускорения процесса. Например, часть классов программирует один студент, а часть — другой (за другим компьютером). При отчете должен быть отмечен вклад в программу каждого из разработчиков.

Задачи предлагаются в самой простой формулировке (с расчетом на среднего студента). Сильным студентам, претендующим на оценку «отлично», рекомендуется доработать условие своей задачи, приблизив ее к более востребованной функциональности (при необходимости создав свою диаграмму классов и схему БД).

Рекомендации по доработке функциональности программы:

  1. В базовой версии программы все объекты, предусмотренные в ней (пользователи, заявки, вопросы тестов и т.д.) могут только создаваться, но не редактироваться. Однако реальная программа, конечно, должна содержать возможность просматривать и изменять параметры существующих объектов (например, изменить пароль пользователя, поменять заявку до того, как она была обработана и т.д.). Рекомендуется реализовать соответствующую возможность. Для этого нужно разработать интерфейс (отдельное окно программы), позволяющий выбрать один из существующих объектов и изменить его, а также добавить в нужный класс методы для изменения соответствующих атрибутов.
  2. В базовой версии все объекты создаются во время работы программы или же загружаются из базы данных перед началом ее работы. На самом деле это приводит к лишнему расходу памяти. Когда какой-то пользователь запускает программу, создавать в памяти всех пользователей (объекты класса User) нет смысла. Правильнее было бы при входе пользователя в систему обращаться к базе данных и создавать объект класса User (ему, кстати, не нужны будут поля login и password, а так же метод enter()), если в ней найдена запись с соответствующей парой логин-пароль. Аналогично и многие другие объекты можно загружать из базы при необходимости.

Комментарии к диаграммам классов

1. Классы, необходимые для построения пользовательского интерфейса, на предложенных диаграммах отсутствуют. Так же отсутствуют все детали, касающиеся клиент-серверной организации программы. Эти классы должны быть разработаны самостоятельно на соответствующем этапе работы над программой. В целом предложенные диаграммы не являются догмой и могут быть усовершенствованы (или вообще изменены).

2. В каждой программе есть пользователи двух типов: администратор и клиенты. Предполагается, что администратор в программе один. Он должен быть добавлен сразу после первого запуска программы.

Содержание | Рекомендации по изучению | Задания

Занятие 1 | Занятие 2 | Занятие 3 | Занятие 4 | Занятие 6 | Занятие 7 | Занятие 8 | Занятие 9 | Занятие 10 | Занятие 11